Чугунные опорные части
Тангенциальные опорные части в данном случае не рассматриваются, так как они детально рассмотрены для пролетных строений 12,5 и 15 м. Вызывает сомнение целесообразность применения валковых опорных частей для пролета 20 м. Если обратиться к практике строительства сборных железобетонных мостов — не только шоссейных, но и железнодорожных, не только с многорядной арматурой, но и напряженной, то мы увидим, что все построенные сборные мосты с пролетами 20-23 м имеют тангенциальные подвижные опорные части. Мост через р. М, состоящий из 14 пролетов по 20 ж в свету, 1952 г. с чугунными тангенциальными опорными частями, же пролеты имеют мосты, построенные в 1953-1954 гг. В них изменены тангенциальные опорные части — подвижные и неподвижные.
Остается предположить, что во втором издании Типовых проектов и при пролете 20 м вместо валковых опорных частей будет предусмотрено применение подвижных тангенциальных опорных частей, и притом как стальных, так и чугунных. В случае применения валковых опорных частей при пролете 20 м последние должны изготовляться из чугуна, а не из стали.
Они могут быть валкового и тангенциального типов. Чугунные опорные части могут быть применены также и для пролетного строения пролетом 30 м, так как в данном случае имеет место небольшое опорное давление (56,2 т). Например, в книге Е. О. Патона и Б. Н. Горбунова Опорные части стальных мостов приводятся примеры осуществленных чугунных опорных частей для значительно больших опорных давлений.
Предложенные типы чугунных опорных частей очень просты в изготовлении, более коррозиеустойчивы и в то же время экономичны. 1000 комплектов таких опорных частей была отлита на механическом заводе в 1956 г. Основные данные чугунных опорных частей при валковой подвижной опорной части и опорных частей по типовому проекту для пролета 20 м. Общий вес подвижной и неподвижной опорных частей для пролета 30 м — 115 кг.