Поведение мостовых конструкций с много ряд ной сварной арматурой в эксплуатационных условиях
Опорные узлы, где происходит передача всей нагрузки на опоры моста, являются весьма ответственными местами сооружения, так как эти узлы находятся в сложном напряженном состоянии. Здесь имеют место высокие местные сжимающие и касательные напряжения, зависящие от величины опорной реакции и величины поперечной силы.
Опыт эксплуатации железнодорожных мостов показывает, что в опорных узлах железобетонных мостов могут иногда появляться трещины и отколы бетона. Такие трещины и отколы бетона наблюдались у некоторых пролетных строений с многорядной сварной арматурой мостов на Московско-Киевской и одного моста на Октябрьской железных дорог, а также у ряда мостов, где были установлены пролетные строения с пучковой арматурой (проекты ЦПКБ Главмостостроя), например у моста через Западную Двину у Крустпилса.
Если внимательно рассмотреть проекты опорных узлов, то появление отколов бетона в опорных узлах нельзя объяснить различием в системах армирования пролетных строений, так как в пределах опорных узлов и при многорядной сварной и пучковой арматуре стержни арматуры расположены в одном ряду.
Основной причиной появления откола бетона у опорных узлов является неплотное сопряжение элементов опорных частей при установке пролетных строений на опоры.
В автодорожных мостах отколов бетона у опорных узлов не наблюдалось. Опасения, что у конструкций с многорядной сварной арматурой будет наблюдаться отслоение от арматуры защитного слоя бетона, не подтвердились как при однократном, так и при многократном приложении нагрузки, хотя напряжения в арматуре превышали 3000 кгсм2.
Отслоение защитного слоя бетона не наблюдалось и у эксплуатируемых мостов, хотя во многих случаях число гладких стержней диаметром 32 мм в растянутом поясе достигало восьми рядов.