Трещины и отколы бетона
Одним из важнейших эксплуатационных показателей для железобетонных пролетных строений, характеризующих долговечность сооружения, является вид и размер образующихся в бетоне трещин. Этим объясняется большое внимание исследователей к проблеме трещинообразования в железобетонных мостовых конструкциях. Всестороннее исследование трещинообразования проводится путем массовых обследований и специальных испытаний эксплуатируемых железобетонных пролетных строений, экспериментальных лабораторных исследований и теоретических обобщений опытных и экспериментальных данных.
Мосты, как правило, эксплуатируются под нагрузками, далеко не достигающими расчетных, и поэтому состояние пролетных строений при обследовании не всегда может характеризовать поведение пролетного строения под расчетной нагрузкой.
Дополнительных данных о влиянии конструкции пролетных строений на характер трещинообразования в бетоне и изменение жесткости пролетных строений можно ожидать от специальных испытаний мостов вибрационной нагрузкой с доведением напряжений до расчетных.
Однако даже при специальных испытаниях пролетных строений не допускается увеличение нагрузки выше расчетной.
Поэтому наиболее полное представление о влиянии того или иного фактора на процесс трещинообразования могут дать только специально поставленные опыты. Ниже помещены некоторые результаты обследований и испытаний эксплуатируемых железобетонных пролетных строений железнодорожных мостов, как наиболее исследованных.
По этому вопросу был известен ряд работ: Виноградова, Маку-лова (обследовавшего в 1937 г. 26 мостов), Малова (обследовавшего в 1938 г. 130 мостов), И. И. Казея и А. С. Ольмезова (проводивших в 1939 г. длительные наблюдения на пяти мостах).