Трещины у опор
Характерно, что наибольшее раскрытие трещин (0,4 мм) наблюдалось в стенках блоков, а не внизу ребер. Опыт эксплуатации моста через р. Ступку показал удовлетворительную работу железобетонных конструкций со сварными каркасами с точки зрения трещинообразования, несмотря на относительно большие диаметры гладких стержней и отсутствие противоусадочной арматуры. Заслуживают внимания результаты обследования моста через р. Псел, построенного в 1952 г., имеющего двухконсольные пролетные строения длиной по 54,3 ж (10,8 + 33 + 10,5 ж) и подвесной пролет 12 м. В процессе трехлетней эксплуатации этого моста в бетоне появились трещины.
Для трещин в ребрах характерно, так же как и в предыдущем примере, то, что раскрытие их имеет наибольшую величину в пределах стенки, как правило, до 0,3 жж, достигая иногда 0,4-0,5 мм; в пределах же главной растянутой арматуры раскрытие трещин невелико (трещины волосные).
В плите проезжей части на участках отрицательных моментов раскрытие трещин доходило до 1,2 мм. Это подтверждает, что при малом насыщении растянутой зоны бетона арматурой должны появляться трещины с большим раскрытием, поэтому следует рекомендовать в консольных и неразрезных балках плиту проезжей части в пределах участков с отрицательными моментами устраивать сборной или же специально армировать. Очевидно, для предотвращения появления усадочных трещин в ребрах балок недостаточно противоусадочной арматуры в количестве 0,15% от площади сечения ребра и необходимо стержни последней располагать более часто.
При обследовании балок пролетом 30 м моста через р. К, построенного в 1952 г., обнаружено большое количество трещин, раскрытие которых не превышает 0,3 мм.